С 1 июля тарифы на передачу электроэнергии в большинстве регионов вырастут
Причины повышения тарифов на электричество в 2025 году
Средний тариф на передачу электроэнергии для населения в 53 регионах России превысит общероссийский предельный уровень в 11,6%, установленный в прогнозе социально-экономического развития страны. Основной причиной такого роста стали накопленные регуляторные долги сетевых компаний, которые ранее сталкивались с заморозками тарифов и установлением экономически необоснованных ставок для населения. Это привело к общей недоплате населения в объёме около 200 миллиардов рублей, как отмечают эксперты Центра исследований в электроэнергетике Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).
Для решения этой проблемы регионы начали заключать регуляторные соглашения, в которых предусмотрена индексация тарифов сверх прогноза социально-экономического развития. В конце 2024 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала 24 подобных заявления, что позволило ряду регионов повысить тарифы на электроэнергию.
Механизмы повышения тарифов и их последствия
ФАС ежегодно устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии, исходя из показателей прогноза социально-экономического развития России. Однако более половины регионов прибегают к механизмам, позволяющим повышать тарифы сверх этих ограничений. В 2025 году установленный средний рост составил 11,6%, но этот показатель не учитывает отдельные регуляторные соглашения, которые могут увеличить тарифы еще выше.
Как поясняет директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим, на данный момент высокая нагрузка на тарифы связана с накопленными долгами и необходимостью компенсировать разницу между экономически обоснованными тарифами и заниженными ставками, сложившимися из-за длительных заморозок и принципа “инфляция плюс”. Дополнительный фактор — более быстрое увеличение электропотребления населения по сравнению с промышленными и коммерческими потребителями.
«Тарифы для населения не всегда устанавливаются на экономически обоснованном уровне — тем самым бизнес частично компенсирует эти издержки», — подчеркивает эксперт. Сегодня сумма недоплаты по тарифам приближается к 200 миллиардам рублей, и регионы активно ищут пути стабилизации финансов электросетевого комплекса.
Необходимость инвестиционного развития и федеральный контроль
Кроме компенсации накопленных долгов, существуют и другие причины повышения тарифов. В большинстве регионов отмечается недостаток инвестиций в электросетевой комплекс, поэтому повышение тарифов необходимо для своевременного проведения модернизации и обеспечения надежности электроснабжения.
Сергей Сасим отмечает, что подобная практика повышения тарифов ежегодно согласуется с Федеральной антимонопольной службой, которая контролирует использование дополнительных средств исключительно на модернизацию и развитие инфраструктуры. Однако тот факт, что так много регионов прибегает к увеличению тарифов сверх прогнозируемых ограничений, говорит о том, что существующая система предельных тарифных уровней требует пересмотра с учетом текущих реалий энергетического сектора.
По закону, регионы могут устанавливать тарифы выше установленных пределов при наличии заявлений глав субъектов федерации и согласования с ФАС. В конце 2024 года ведомство утвердило 24 таких заявления, аргументируя их необходимостью инвестиционных проектов и повышением надежности электроснабжения. При этом тариф на услуги передачи электроэнергии составляет лишь одну из частей конечной стоимости электричества для потребителей.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный подчеркивает, что длительное сдерживание тарифов рано или поздно приводит к необходимости их повышения, в том числе в связи с ростом цен на энергоносители, особенно природный газ, который обеспечивает около 55% российского производства электроэнергии.
Рост тарифов на услуги передачи электроэнергии с 1 июля 2025 года является важным этапом для стабилизации работы электроэнергетического комплекса, обеспечения его инфраструктурной безопасности и внедрения современных технологий и инвестиций.